Спящий кот

З намi у вашай хаце зауседы будзе цёпла!

главная теплопотери системы отопления радиаторы котлы дымоходы прочее статьи и рассказы реклама бендер форум

 Подписаться на обновления

Теплоноситель
Антифриз или вода?
Антифриз или вода

В определенный момент, возможно при проектировании, монтаже, а возможно и перед запуском системы отопления, человек начинает задумываться над вопросом:
« А что залить в систему?»
После этого начинаются судорожные поиски ответов на этот вопрос, перечитывается море форумов, выслушивается множество советов, но однозначного решения так и не найдено.
Мы решили оказать посильную помощь в этом вопросе и посвятить эту статью теплоносителям.

Если у вас возникли вопросы по работе сайта звоните по телефону

+375-29-677-53-35

По этому номеру вы можете получить бесплатные консультации.

За свою историю мне встречались системы отопления в которые были залиты и вода, и антифриз и трансформаторное масло.
Сразу скажу, что использовать в системах отопления масло – не самая лучшая затея, ибо пожароопасность такой системы огромная, масло при низких температурах имеет высокую вязкость и прокачать его через систему – та еще морока. Поэтому масло мы в этой статье рассматривать не будем.
Итак, у нас остается два теплоносителя: вода и антифриз. В последнее время все чаще и чаще встречаются лозунги менеджеров, гласящие о том, что вода это зло и для систем ее применять не рекомендуется.
Разберемся почему.
замерзший краник Первый и самый главный минус воды в том, что она замерзает. При этом объем ее увеличивается и лед разрывает трубы, радиаторы, котел и другое оборудование. Что ж, это действительно так и против законов природы не попрешь. Однако возникает вопрос, до какого состояния нужно довести дом и систему, что бы в нем замерзла система?
Конечно, при постоянном проживании в доме это невозможно, но если это дача за городом, на которую изредка наведываются хозяева?
Тогда приходится рассматривать резервирование основного котла электрокотлом, который будет поддерживать в доме положительную температуру. В этом случае бесспорно в системе лучше быть незамерзающему антифризу, чем городить электрокотел и еще тратиться на электроэнергию.
Иногда возникает случай, когда жители дома уезжают на выходные дни и другие праздники куда-нибудь в гости и беспокоятся, что дом замерзнет и разморозится система. На этот случай нужно смотреть многосторонне. Во-первых: нормально утепленный дом сохраняет тепло очень продолжительное время даже в трескучие морозы, а вероятность того, что морозы ударят именно в тот момент, когда все обитатели этого дома уедут – крайне мала.
Во-вторых: современное отопительное оборудование имеет умную автоматику, которая в этот период времени будет держать дом в режиме протапливания, что тоже снижает риск размораживания системы.
В-третьих: если система оборудована циркуляционным насосом, то трубы с текущей по ним водой прихватываются и замерзают намного неохотнее, в отличие от труб с водой без движения.
Отсюда вывод: если у вас не утепленный дом, постоянно трещат морозы и в системы отопления находится старенький котел без теплоаккумулятора, и без насоса, то лучше конечно от воды отказаться в пользу антифриза.
Второй минус приписываемый воде – это коррозионная активность растворенных в ней газов и солей, а так же склонность ее к накипеобразованию.
Минус этот, честно говоря, притянут за уши.
Если провести простейший опыт, поставить кастрюлю с водой на кухонную плиту и начать греть, то в какой-то момент мы увидим, что стенки кастрюли покрылись мельчайшими пузырьками, которые отрываются и выходят на поверхность. Это и есть растворенные газы и кислород. В этом эффекте и заключается принцип термической деаэрации, физический смысл которого заключается в том, что чем температура воды ближе к точке кипения, тем меньше в этой самой воде может растворяться газов. Поэтому никто не мешает один раз нагреть воду в системе до 80-85 градусов и вытеснить весь кислород.
Другое дело растворенные в воде соли, которые являются прекрасной почвой для электрохимической коррозии. Такой момент действительно присутствует, но актуален он больше системам с алюминиевыми радиаторами. Если уже есть опасения по этому поводу, то зачем брать воду из водопровода? Сама мать природа дарит нам тонны обессоленной воды в виде дождя и снега, которую нужно лишь не полениться собрать.
Если уже разговор коснулся солей растворенных в воде, то наибольшую опасность представляют для системы отопления соли жесткости. Из курса химии известно, что соли жесткости в системе отопления отлагаются на поверхности нагрева в виде накипи, которая ухудшает теплопроводность и приводит не только к снижению КПД котла, а то и вовсе может забить теплообменник.
Конечно же, для того, чтоб это произошло нужно очень хорошо постараться.
В качестве примера рассмотрим систему отопления с небольшим котлом в 10 кВт мощности и большим объемом системы ( за счет теплоаккумулятора) в 1500 литров. Залита в эту систему будет обычная колодезная вода, жесткость которой составляет 10 мг-экв/кг. Ухудшим условия задачи еще тем, что жесткость воды будет кальциевая, что в переводе с эквивалентной жесткости даст солесодержание кальциевых солей:

10*20=200 мг/кг

или 200 грамм солей кальция в 1 тонне воды. Т.к. в системе отопления у нас плещется 1,5 тонны этой самой воды, то солей в ней растворено 300 грамм. При нагревании все эти 300 грамм осядут в теплообменнике. Если мощность котла 10 кВт, то ориентировочная площадь теплообменных поверхностей в нем будет около 1 м2 или 10000 квадратных сантиметров.
Следовательно, на 1 см2 площади осядет 0,03 грамма накипи.
Плотность накипи составляет 1,1 грамм/см3 , значит на поверхностях теплообмена образуется пленка

0,03/1,1=0,027 см или 0,27 мм.

Если теплопроводность накипи составляет где-то 1 Вт/м*к то термосопротивление пленки составит всего 0,00027/1 k/Вт. Если мощность котла составляет 10 кВт, то температура газов в месте контакта с теплообменником возрастает всего на 3 градуса, а это мизерная величина.
При условии, что из данной системы не будут сливать воду и ее восполнять новой, такие отложения будут абсолютно бесстрашны, но если будут утечки или целенаправленный разбор горячей воды, то будет беда. На одном малом предприятии так и угробили котел, тем, что зимой каждое утро забирали горячую воду из котла для грузовых машин, чтоб облегчить запуск двигателя. Растворенный в воде кислород и накипь сделали свое дело и буквально за 2 года котел, где прогорел, а где и прогнил язвами насквозь. Cостояние стенок этого котла можно увидеть на фотографии
Язвенная коррозия Теперь пройдемся по антифризу.
Антифриз – это смесь воды и спиртов, этиленгликолей либо пропиленгликолей с различными присадками. Само название говорит о том, что замерзание ему не страшно. Однако при определенных минусовых температурах данная смесь начинает кристаллизоваться в шугу. Самое интересное в том, что эта шуга может заклинить насос или создать пробку где-нибудь в тонких проходных сечениях теплообменника. Поэтому нельзя гарантировать, что антифриз вас на 100 процентов спасет от замерзания.
В силу того, что антифриз имеет набор присадок, неизвестно как эти присадки реагируют с уплотнительными резинками, прокладками и прочими неметаллическими элементами системы. Ведь не с проста многие именитые производители котлов настоятельно рекомендуют использовать в качестве теплоносителя только воду.
Еще одно свойство, которое имеют незамерзайки – это их повышенная текучесть. Если вода прощает некоторые огрехи при сборке, то антифриз тут же начинает сопливить по всем неплотностям. Разговоры о том, что за счет текучести антифриза следует подбирать другой насос – выдумки менеджеров. То же касается и меньшей его теплоемкости. Существенной разницы по теплоотдаче между системой с антифризом и водой замечено не было.
Присадки и сами гликоли обладают одной очень не хорошей особенностью. При достижении ими температуры кипения они закипают и разлагаются на газы и твердый остаток. Газы завоздушивают систему, а твердый остаток пригорает к теплообменнику и в итоге может привести к его повреждению.
Что касается гликолей, то этиленгликоль – страшный яд. Нужно быть самоубийцей, чтоб залить в систему автомобильный антифриз, основой которого является этиленгликоль или другую не замерзающую жидкость на этой основе. Теперь любая неплотность превратится в бомбу замедленного действия. А еще хуже, если этот антифриз будет использоваться в контуре ГВС.
Другое дело – пищевой пропиленгликоль, который не опасен, но настолько дорог, что не каждому может оказаться по карману. Как и у любой технической жидкости у антифризов имеется определенный срок службы, по истечению которого он требует замены. А это дополнительные расходы и лишний геморрой с заменой.
Исходя, из вышеперечисленного, вы, уважаемые читатели, должны сами выбрать, какому теплоносителю стоит отдать предпочтение.

Если вы заметили ошибку или хотите задать вопрос пишите на

glazbaikal@mail.ru

Наша группа В Контакте

в контакте

Подписаться на обновления
в контакте

Все права защищены